Кирилл Данилов (donz_ru) wrote,
Кирилл Данилов
donz_ru

Category:

Индонезия. Часть I, сугубо деловая с некоторыми лирическими отступлениями

Так как предыдущий отчет еле влез в лимит ЖЖ по количеству букв (ага, действительно много), новую информацию из последней новогодней поездки добавить в тот пост получается некуда. А значит будет два поста! :)
Первый занудный. Для тех, кто точно знает, зачем он едет в Индонезию, но нуждается в практической информации: как добраться, где жить и питаться, как не пролететь с обменом денег и прочая. Этот отчет под катом.
Второй в виде "как я провел свои отпуска": что видел, где был. То есть, про то, на что поглазеть и чем заняться.
Информация актуальна на 01.2011.

Общий маршрут за две поездки выглядит так:

  • Остров Ява (Java): Джакарта (Jakarta), Джокьякарта или Джогджа (Yogyakarta или Jogjakarta), плато Диенг (Dieng plateau) с Борободуром и Прамбананом, Бромо (Bromo), Кава Иджен (Kawah Ijen).

  • Остров Бали (Bali): Кута (Kuta) с прилегающими районами, Паданг Бай (Padang Bai), Амед (Amed).

  • Остров Флорес (Flores) и нац. парк Комодо (Komodo): остров Канава (Kanawa), Лабуан Баджо или ЛБ (Labuan Bajo), Риунг (Riung), Баджава (Bajawa), Энде (Ende), Келимуту (Kelimutu).


Общая информация.
Часовых поясов три. UTC+7 - Суматра, Ява, западный и центральный Калимантан. UTC+8 - Бали, восточный Калимантан, Сулавеси, Флорес. UTC+9 - Малуккские острова и провинция Ириан Джайя (западная Новая Гвинея). На летнее время не переходят. Я по привычке думал, что +7 по всей территории и первые дни на Бали малость не понимал, почему таксист приехал настолько рано, почему на дайв-центре я один.
Алфавит латинский, что как минимум помогает понять географические названия. В принципе, заучив несколько слов, можно ориентироваться в ресторанном меню. Но английский понимают практически везде, где могут появиться туристы.
Движение левостороннее.
Высокий сезон летом из-за студентов и зимой из-за НГ.
Сухим сезоном считается период с мая по октябрь, сезоном дождей - с ноябрь по март. В сухой сезон тоже может поливать.

Виза
Для россиян однократную визу на 30 дней можно оформить по прилету в аэропортах и морских портах крупных городов. Как минимум ее можно оформить в аэропортах Джакарты, Денпасара, Сурабайи и Джокьякарты. Стоит 25 долларов. В Джакарте в ближайшем к прибытию окошке сначала оплачивается сбор, в следующем клеется виза. Анкета нужна только на паспортном контроле, так что ее можно заполнять, стоя в очередях в окошки, не тратя отдельного времени. Корешок анкеты и таможенной декларации надо сохранить до отъезда.
Хинт: при международном транзите, например, Сингапур - Джакарта - Москва, виза, естественно, не требуется. Но работники не привыкли к таким хитрым пассажирам, к тому же вне зависимости от пересечения границы Индонезии вам надо оплатить аэропортовый сбор. Именно из-за этого сбора и пофигизма индонезийцев вам скорее всего придется сидеть не в зоне с дьюти фри на вылете, а в зоне прилета и ждать какого-то офицера, который возьмет у вас эти деньги и проведет через одну калитку. С другой стороны, какая разница, где сидеть? В зоне прилета есть туалет, можно раздобыть воду, инвалидные кресла удобнее обычных жестких сидений, плюс есть розетка. Для полного счастья не хватает только интернета, но и его можно подключить через мобильную связь. Лучшее место для ожидания - перед самым последним эскалатором около стойки, где сидят офицеры и, по идее, должны находиться работники авиакомпаний.


Жить, как видите, можно. По стрелке эскалатор в зал вылета.

Но, если вы быстрый и смелый, то можно попробовать напролом. Транзитная зона вылета находится сразу за последним эскалатором на этаж выше зоны прилета. Можно быстро подняться и перепрыгнуть/перешагнуть через оградку, которая и является единственным барьером между двумя транзитными зонами. Перед оградкой сидит специально обученный человек, который должен вас остановить. Судя по всему, в Индонезии принято трудоустраивать пять человек на одно полезное рабочее место, но если этого ревизора транзитников там вдруг не окажется, я не удивлюсь. А если окажется, можно сделать удивленный вид и настаивать, что у вас скоро вылет и вам не нужно пересекать границу. Качать права, конечно, надо в разумных пределах и предельно вежливо.

По прилету и трансфер из аэропорта Джакарты
Если сама Джакарта в планах присутствует только как место транзита, но ночлег все-таки нужен, то стоит заранее забронировать аэропортовский отель или FM7 Hotel. Из-за вечных пробок дорога в другие районы может занять два часа и более.
До FM7 трансфер в обе стороны за счет отеля. Если в центр все-таки нужно, то такси стоит 100-150 тысяч рупий.
Между терминалами аэропорта круглосуточно ходит бесплатный шатл желтого цвета. Остановка с желтым знаком, местные подскажут.

Транспорт
Авиа
Хорошо развит, аэропорты присутствуют во всех значимых и не особо значимых городах. На местных авиалиниях летают AirAsia, LionAir (и обслуживающий его на некоторых маршрутах Wings Air), Mandala Air, Garuda Indonesia, Batavia Air, TransNusa Air, Merpati. Список, естественно, не полный.
Если поездку планировать заранее, то это наиболее оптимальный вид транспорта на большие расстояния. Обычно чем раньше бронировать билеты, тем дешевле они выходят. 
В высокий сезон, перелет Джакарта - Джогджа обошелся в 55 баксов (бронировал за четыре дня), Денпасар - Джакарта в сотню (бронировал за десять дней). Билетов на текущий или следующий день просто не было. В низкий сезон друзья купили билеты за час до вылета в полтора раза дешевле, чем мы за два месяца. В общем, тут как угадаешь. Но я рекомендую выкупить все заранее, экономия, как в последнем случае, не такая уж большая - 20-30 долларов, а мест действительно может не оказаться, или придется покупать последние по неприличной цене.

Особенности местных перелетов:

  • Поиск авиабилетов на местные перелеты, если это не Джакарта - Денпасар, - проблема не простая. После новогодней поездки тема на Винском про "Как купить билеты до ЛБ?!" кажется детской. Сразу забудьте про Expedia, Momondo и прочая. Они не в курсе про Джогджу или Енде. А сначала вам надо найти название нужного аэропорта и искать, что в него вообще летает на Википедии или сайтах вроде FlyStats. Ничего не летает напрямую? А кому легко - ищем, есть ли перелеты из аэропортов, куда что-нибудь летает из найденного нами, и т.д. Чем крупнее аэропорт, тем больше шансов туда улететь. Соответственно, Денпасар - опорная точка для попадания на Флорес. Ну и учитывайте, что информация может быть уже неактуальной или изначально ошибочной.
  • Оплатить билеты через интернет позволяют лишь три-четыре компании, часть которых принимает карты только индонезийских банков. По сути без проблем можно купить только у AirAsia, LionAir или с некоторыми ухищрениями у Batavia. Хитрость с последним перевозчиком состоит в том, чтобы выбрать для оплаты карту индонезийского банка, ввести ее номер, после чего вам скажут о том, что карта не местная и появится пункт "Visa/Mastercard", означающий, что можно оплатить любой картой вне зависимости от страны выпуска. Теперь действительно можно платить. TransNusa хотя и не дает возможности оплатить билеты через интернет, зато можно забронировать билеты по почте. Выкупить надо минимум за три дня до вылета, подтвердить бронирование - за пять дней, если не выкупили ранее. Если на сайте нужной авиакомпании купить билет не получается, и на письма не отвечают, придется обращаться к услугам посредников (турагентства в самой Индонезии) или надеяться, что удастся взять на месте. Можно позвонить, но скорее всего просто потратите время и деньги зря - ломаный английский усугубляется качеством связи. Я у Batavia смог пройти уровень объяснения, куда, откуда и на какое число, но с информацией о пассажирах уже не справился.
  • Как минимум AirAsia в аэропортах имеет стойки саморегистрации, которые рекомендуются к использованию. Во-первых, это минус одна очередь. Во-вторых, никто не будет взвешивать вашу ручную кладь, а значит можно пронести с собой больше положенного. Но автоматика может глючить, в нашем случае получилось две регистрации на рейс на одного пассажира. Даже с учетом разъяснения факта, что один из нас случайно зарегистрировался дважды, сотрудники а/к тупили полчаса, задерживая вылет. Только когда еще раз четко и понятно спросили, а не указан ли у вас Вася Пупкин в нескольких экземплярах по ошибке, до них все-таки дошло.
  • Рейс может быть отменен из-за непогоды, особенно в небольших городках вроде Энде или ЛБ. Стоит это учитывать и не закладываться, что вы прилетите из Маумере в Джакарту и сразу же сядете в лайнер до Москвы.
  • А может быть отменен по причине банкротства компании, или она просто перестанет летать по этому направлению, что и случилось у нас с Батавией. Причем узнали мы об этом почти случайно - начали переписку насчет еще одного билета для друга, на что и получили "Sorry, but this destination is not operated by us". Деньги вернули в полном объеме и без дополнительных пинков, но в какой момент мы узнали бы об отмене рейса без того письма, неизвестно.
  • Местные перелеты осуществляются так: взлетели в X, сели в городке Y, пассажиры вышли, зашли, снова взлетели и сели в городке Z и т.д. до конечного пункта. Короче, такая высокотехнологичная скоростная маршрутка. И если вдруг понадобится сойти не там, куда вы купили билеты, а где-нибудь посередине, НЕ надо что-то заранее выяснять, а просто выйдете в нужном месте и предупредите стюардессу, что дальше не летите (иначе могут долго искать пропавшего пассажира). В нашем случае, мы еще точно не знали, а получится ли без проблем выйти из самолета в ЛБ, и не заставят ли лететь до Денпасара, конечного пункта. В конечном итоге друзья, изначально не планировавшие в ЛБ, получили геморрой в виде сдачи старых билетов за треть стоимости, приобретении новых билетов (как раз та покупка за час до отправления) и тучи вопросов и проверок. Нахрена такая бюрократия - неизвестно. Возможно местным было скучно, потому что, как я уже говорил, у них на одно полезное раб. место приходится пять трудоустроенных человек.
  • В Индонезии существуют аэропортовые сборы, которые должен оплачивать сам пассажир, так что стоит заранее отложить нужное количество рупий, чтобы потом не бегать в поисках банкомата или обменника. Сбор в Денпасаре на местные авиалинии составляет 30000 рупий с человека, на международные 150000, в Джакарте на местные - 40000 рупий, на международные - 150000. В Энде и Лабуане Баджо - 20000, хотя дали билетик с суммой в 10000. Может накололи, а может билетики не перепечатали.
Мы попали на Флорес в Энде Транснусой. Назад летели Wings Air, которую в интернете "представляет" Lion Air.

Ж/Д
Присутствует только на Яве и "немного" на Суматре.
Самому прокатиться не довелось, но пишут, что удовольствие сомнительное, хотя и довольно дешевое. Официальный сайт перевозчика - http://www.kereta-api.co.id/. Английской версии не замечено, но и так почти все понятно.

Автобусы
Городские маршруты, не смотря на анархию в движении, сделаны очень продумано. В Джогдже каждый маршрут имеет свой цвет на карте, в него же окрашены и автобусы, которые по нему следуют. На каждой остановке установлены турникеты. Именно на остановке, а не как в Москве в автобусе, потому проблемы стояния по двадцать минут, пока все загрузятся, нет. Перед турникетом есть карта. Если что-то непонятно, то работник, прикрепленный к остановке, всегда подскажет (по крайней мере к нам были очень дружелюбны).
В городах поменьше ходят бемо, местные маршрутки. Это такие разукрашенные по самое не хочу микроавтобусы, каждый имеет свое название, Джимми Хендрикс, например. По ЛБ проезд стоил 2000 рупий.
Автобусы дальнего следования уходят с автовокзалов (в Джокьякарте тут) вроде как без остановок в городе. Но их можно без проблем тормозить прямо на трассе, надо только быть уверенным в направлении, куда вам надо ехать. Именно таким образом добрались поздно вечером, когда городской транспорт уже отдыхал, от Прамбанана назад в город.
На Бали автовокзал в Гилимануке находится практически напротив пирса. Оттуда уходят автобусы до Ловино, Денпасара и еще куда-то там. До Туламбена или Амеда надо добираться или через Денпасар, или на такси. До Денпасара и Ловино стоят 20000-30000 рупий. Если собираетесь не в самый дальний уголок Бали, то оптимальный вариант. Уходят каждые 20-30 минут.
Из Паданг Бая ходят автобусы до Куты. Стоят 40000, едет примерно 3-4 часа (полтора часа по пробкам Куты). Скорее всего вас попробуют усадить в транспорт, едущий через Убуд, потому надо уточнить, а по прямой ли вы поедете. После некоторых споров водители соберут какой-нибудь минибас напрямую в Куту.

Паромы и fast boats
Самый дешевый способ перемещаться между островами - это паромы. Ява - Бали стоит 7500 рупий ("добрый" водитель экскурсии хотел продать за 70000, хотя возможно это включало трансфер до Денпасара), билеты без проблем покупаются в кассах на причалах. Паромы отходят каждые полчаса. С Бали до Ломбока в районе 12000-20000 рупий, уходят каждые полтора часа.
Есть и комфортабельные лайнеры от Бали до Лабуана Баджо, в пути около 18 часов. Выглядят красиво. Как там внутри, не знаю.
Способ побыстрее - fast boats. Но и стоит раз намного дороже обычного парома. Возможно имеет смысл снимать большой компанией, чтобы покайфовать по дороге. В общем, это скорее развлечение, чем транспорт. Хотя, конечно, раза в два-три быстрее паромов и более гибкий маршрут.
В ЛБ можно без проблем снять лодку на месте. Это не фас-боат, но зато всего 40-50 долларов на день за средней паршивости судно. Мы же за 4300000 сняли нормальную лодку с одной каютой и душем на два дня.

Такси и машины в прокат
Советуемые конторы такси - Bluebird и Silverbird. Второе комфортабельнее и дороже. В Джакарте от аэропорта до центра обычная цена 100000 - 150000. В Джокьякарте от терминала до улицы Малиоборо (тур. центр) доехали за 50000, хотя пишут, что можно и за сорок. На Бали от причала Гилиманук до Амеда на минибасе за 500000, до Ловино стоило бы 400-450. Хинт насчет Амеда - надо уточнять, что нужно в центральный Амед, иначе высадят в самом начале. Из Амеда до Паданг Бая стандартная цена 200, но можно и за 150. Из Куты до аэропорта - 60000 и стоит выезжать заранее из-за вечных пробок. Из аэропорта можно уехать по fixed price, подойдя к окошку, слева от выхода из зоны прилета. Там цена до Куты 50 - 55 тысяч. Возможно минут десять придется подождать свободную машину.
На небольшие расстояния стандартный тариф Bluebird'а - 5000 за посадку плюс 5000 за км. Возможно есть какие-то доплаты за стояние в пробках (иначе они там разорятся все в городах). Хотя по пробкам надо ездить на мотобайкерах - намного быстрее. В крупных городах всегда надо закрывать окна машин, иначе попрошайки, шум, гарь, вонь и жара. В не очень больших приятно прокатиться на велорикше, но цена будет примерно как на обычное такси. Нам глубоким вечером в Джогдже понравилось. Днем я бы не стал.
И еще хинт, особенно если в качестве такси подгоняют минибас (а при заказе заранее к нам почему-то приезжал всегда именно он). Не стесняйтесь скооперироваться, даже если народ собирается ехать не совсем в вашу в сторону. За те же бабки, что были бы потрачены на автобус, люди, скорее всего, выбирут более просторный минибас, едущий без остановок.
Если собираетесь колесить весь день, то можно арендовать машину с водителем. В Джакарте стандартная цена 400-450 тысяч. В Джокьякарте машина для поездки до плато Диенг и назад с заездами в желаемые места (всего около 12 часов) 450 тысяч плюс 50000 за каждый час свыше 12. На дальние расстояния цена увеличивается. Договариваться насчет машины стоит за сутки желательно напрямую с владельцем авто (можно опознать по вывескам Car rental на домиках), оставлять аванс не нужно - хватает указания отеля и номера.
Насчет путешествия по Флоресу, а точнее Энде - Баджава - Риунг - Энде договаривались заранее. Сняли две машины на четыре дня на шестерых человек за 5 000 000 рупий с водителями, один из которых, владелец машин, заодно был нам гидом и устраивал экскурсии. Он же посоветовал лодочную экскурсию в ЛБ. Настоятельно рекомендую - Дино, контакты и информация тут: http://www.flores-overland-online.com/ Многие дороги на острове никакие, так что берите что-нибудь джипоподобное (машины Дино справились нормально). Обычным легковым там делать нечего, еще и толкать полпути придется.
Оптимальный машинный маршрут по Флоресу, если речь идет не только о ЛБ, такой: прилет в Маумере - Энде - Риунг - Баджава - Лабуан Баджо - вылет в цивилизацию. Занимает на день - два больше времени, зато можно увидеть много интересного, в том числе паучьи поля. Но мы об этом узнали уже на месте, а жаль.

Мотобайк
Стоимость в качестве такси зависит от конкретного маршрута. Стандартная цена на "поломанный банкомат в Паданг Бае" - "работающий в ближайшем городе" 50000. Это примерно 30-40 минут в пути в обе стороны.
Если брать напрокат, то хотят 50000 в день. Причем день оканчивается ровно в 00:00. Но без проблем договаривался, что возвращаю через 24 часа, а не по смене дат. На мотобайк нужны документы, проверьте, что они действительно есть. Ездить надо обязательно в шлеме, иначе тормознет полиция и заодно поинтересуется правами. Но если ездить нормально, то не стопят. Стандартная такса за отсутствие прав 30000-50000 рупий (30000 мне назвал хозяин мотобайка, про пятьдесят нашел в чужом отчете, сам не проверял). Отсутствие шлема дороже, не помню сколько именно, но не более сотни.
Если собираетесь ездить в городе, не поскупитесь на страховку (10000 рупий). Я в Куте зажал. Пока пробирался по пробкам, с ювелирной точностью объезжая машины и проклиная шумахеров, сигналящих, что я медленно еду, когда в запасе по 2 см с каждой стороны, очень пожалел. Но к своему удивлению ни одной новой царапины не сделал.
В Лабуане Баджо с мотобайками несколько посложнее. Там нет автоматов, только механические. На серпантинах не так удобно. И мне дали раздолбанный и уверяли, что больше свободных нет. Видимо в низкий сезон туристы по туманам и дождям разъехались. Стоит так же, как и в Куте - 50000. Но и при этом имеет смысл взять. Можно самому доехать до пещер на севере и до ближайшего водопада с каньоном. Правда, последний маршрут точно не для начинающих и выезжать надо с утра. Мне до цели не хватило двух часов светового дня. Возвращаться назад по темноте не решился - и так хватило погодных условий, пришлось развернуться за пять километров до места. Сколько бы я ехал эти пять километров, неизвестно. Вполне вероятно, что по полчаса в каждую сторону, а может и дольше.
Еще в Индонезии беда с картами. Если в Тае и Вьетнаме они как-то повторяют реальность, то на Бали бесплатные скорее похожи на рисунки по памяти, а в Джокьякарте дают совершенно неправильные пропорции расстояний. Платная же карта стоит 150000, что на фоне остальных цен кажется неприличным. В общем, стоит заранее закачать на мобилу или навигатор нужные маршруты. Хотя и с навигатором в городах ориентироваться будет трудно. Дороги в Куте поворачивают подо всеми возможными углами. В какой-то момент перестаешь понимать, а в какой стороне вообще побережье - пока старательно объезжаешь машины, можешь не заметить повороты на 10-15 градусов, а их там немало. Плюс попытка сделать пробки меньше через введение одностороннего движения. Вроде как ехать надо в одну сторону, но чтобы повернуть на нужную дорогу, сначала едем в противоположном направлении, потом перпендикулярно, потом опять в противоположном, чтобы развернуться уже туда, куда нужно. Для меня, малоопытного водителя, это был очень хороший опыт, который тогда мысленно называл [цензура вкл.]дорожным адом[цензура выкл.].
Бензин продают в бутылках, как и во всей ЮВА. Один литр - 5000 рупий. На заправках чуть дешевле. Но я до сих пор не уверен, какой именно бензин надо заправлять (вроде 92-й), потому придерживаюсь проверенных бутылок.

Где жить
Джакарта
Посещение столицы свели к самому минимуму - одна ночевка. Так как улетать на следующий день днем, то выбрали отель поближе к аэропорту - FM7 Hotel (http://fm7hotel.com). Дешевле, чем в отеле аэропорта, но все равно может показаться несколько дороговато на фоне остальных цен. Хотя отель полностью оправдывает свою стоимость: хорошие номера, ресторан, бассейн, сауны (работают с 10 до 21-22), бесплатный трансфер из и в аэропорт. В общем, рекомендую.

Джокьякарта
Куча отелей, отельчиков и гестхаусов в районе улицы Малиоборо (Malioboro). Это туристический район. На самой улице находятся пафосные отели и магазины. В перпендикулярных улочках отели попроще и гестхаусы. В наш приезд все было забито, в конечном итоге поселились за 90000 в каком-то полугадюшнике, находящемся сразу за большим плакатом Bladok (он, видимо, как бы намекал). О кафе на крыше, к сожалению, узнали только при выезде. Оно было вполне приличным, но остальное...
Если собираетесь в высокий сезон и не готовы спать на чем угодно, то номер стоит забронировать заранее.
Пока катались на велорикше, я обнаружил еще один район с отельчикам, который выглядел намного более приятно, чем Малиоборо. Но голова пухла от полученной информации, и точное местоположение я не запомнил. Где-то по пути от автовокзала до нашего жилья.

Бромо
Отель выбирали не сами - какой-то был включен в экскурсию. Переночевать пойдет, но какой там холодный пол... Много отелей находятся прямо напротив вулкана, примерно тут.

Кава Иджен
Отель также был включен в экскурсию, но этот оказался обалденным. Дом построен в 1894 году для хозяев плантации кофе, которая появилась в том же году. Во вновь построенных секциях постарались сохранить антураж. И у них получилось. В номерах ничего волшебного нет, и слышимость отличная, но находиться очень приятно. Большие залы с мягкими диванами и креслами, старинные двери, картины живших плантаторов, даже джакузи смотрится вполне органично. Плюс там можно прикупить тот самый кофе, который собирают зверушки типа лемура. По легенде они кормятся только самыми спелыми плодами, а зерна потом выходят естественным путем. Самый смак.
Отель называется Blawan. При покупке тура, попросите заселиться именно в него, это того стоит.

Кута
Туча отелей и гестхаусов всех мастей. Желающим подешевле стоит двигать на улицу Poppies 2 (Поппис 2) или Poppies 1. Первой береговой линии отелей как таковой нет - все занимает огромный пляж.
Приехав вечером, обнаружили, что почти все забито. После часа поиска таки нашли, что нам нужно - Three Palms Hotel. Обычный номер с вентилятором стоит 150000. На север от Куты, в Легиане и Семиньяке, вся жизнь несколько потише, там жить комфортнее, но при этом есть и дешевые варианты. Чем дальше на юг, тем больше становится пафосных отелей. На самом юге полуострова в Nusa Dua только пятизвездочное жилье.

Амед
В центральном Амеде выбор небольшой, но все-таки есть. Мы остановились в Three Brothers Hotel за 180000 рупий в несколько обшарпанном домике, зато с видом на море и собственным бассейном для рыбок с фонтанчиком. Если не заострять внимание на отсутствие штукатурки на одной стене, остальное очень мило. Особенно рыбки радовали. Правда, с пляжем плохо - сразу же камни и кораллы. Купаться очень некомфортно, поцарапанные ноги гарантированы.
Стандартная комната без кондишена в других отелях (да и в этом тоже) стоит 150000. С видом на море от 250000.
Если нужен комфорт, то понравился отель Lipa Beach Hotel (или как-то так). Самая дешевая комната - 60 долларов. Рядом с ним обалденный пляж Lipa с черным песочком и хорошим входом в воду.

Паданг Бай
Отелей и гестхаусов вполне достаточно. Стандартная цена для жилья в самой бухте - 100000 за малость пошарпанный номер с вентилятором. Большинство имеет два этажа: на первом душ и туалет, на втором спальня. Стены похоже из фанеры, можно услышать пользование туалетом через номер, зато выглядит двухэтажным домиком, причем на обоих этажах есть терраски.
В этом месте решили взять с кондеем в Kerti Hotel. То ли работница нам попалась новенькая, то ли еще что, но о том, что при стоимости 200000 за номер, пульт от кондея выдается за еще дополнительно 50000 (может даже сто), мы узнали после заселения. Немного поговорив, хозяйка согласилась, что косяк их, так что кондей, можно сказать, достался на халяву.

Канава
Остров в нац. парке Комодо. Там выбор небольшой - так сказать отель всего один. Стоит 200000, трансфер в виде лодки включен. Комнат нет, сразу домики, состоящие из четырех стен, треугольной крыши, треугольных дырок между стенами и крышей, отдельным помещением с унитазом, традиционной кадкой для воды и черпаком. Душ там же и так же, где и туалет. В общем, все по минимуму, но для уставших от цивилизации самое оно. Электричество есть только с 18:00 до 22:00 и только в кафе, хотя возможно некоторым домикам тоже повезло. Воду наливают раз в день в этот чан. Но жажды не умрете - в кафе есть и вода, и кола, и пиво. Правда, опять же, кафе работает только до 22:00 и лучше заранее прикупить питьевую воду, после отключения света найти что-либо очень проблематично.
Вообще, полный релакс, если бы не один момент. В сезон дождей там столько москитов, что %$%#!!! Это нереально. Зазевался во время еды - тарелка в мухах, кружка тоже. Если принесли что-то сладкое, полный атас. Как буду спать, я не знал. Выданные спиральки-вонючки ни хрена не работали, антимоскитная сетка почти не помогала, от количества нанесенного репеллента самому становилось тошно.
Так что в сухой сезон - да, в дождливый - ни под каким соусом.

Комодо и Ринча
На каждом из этих островов тоже есть отель, и возможно не один. Как там живется, не узнавал. Но драконы в кровать туристам не залазят :)

Лабуан Баджо
Мы сначала устроились в приличном отеле Golo Hill Top на холме за сорок долларов с видов на море и острова. Отличное спокойное место с красивым видом, никто не мешает, но добираться до центра около пятнадцати минут пешком. Как все разъехались, переселился в сам городок уже за восемнадцать баксов. Можно жить и за пять в комнате, где кроме кровати есть только вентилятор на потолке, но для меня это уже как-то перебор. Кондишен - наше все.

Баджава
На карте
В самом городе почти не были. Дино заселил нас в какой-то отель в очень розовых тонах и с дозированной подачей воды. Мальчикам настоятельно рекомендую успеть в душ до девочек. А девочкам полоскаться умеренно.

Риунг
На карте
Жили в католическом приюте :) Не смотря на название, там все, как обычно, включая пиво в кафе. Разве что распятие над каждой кроватью.
Но можно снять и отдельный домик. Пара бекпекеров, которых там встретили, так и сделала.

Энде
На карте
На обратном пути поселились в хорошем отеле Grand Wisata недалеко от аэропорта. Бассейн, цивильные номера, прачечная, бесплатный трансфер до аэропорта. Все отлично, в общем. Особенно после трех дней, по больше части проведенных в машине. На карте, к сожалению, найти не смог. Гуглокарты, да и все остальные, на этом месте уже показывают серое пятно без намеков на улицы, а со спутника в индонезийских городах строение опознать сложно. На месте можно по адресу найти: Jl. Kelimutu, 32.

Келимуту
Места с тремя потрясающими вулканическими озерами. Пандора из Аватара похожа на вид по пути до Келимуту.
Там жили в Crater Lakes Ecolodge, располагается где-то тут. Хороший отель, во всем пытаются сделать акцент на том, какой он экологичный и един с природой. Но мясо есть можно, и электрическтво (наполовину дизельное, наполовину с солнечных батарей) с нормальной канализацией присутствует :)

Еда-питье
От местной кухни не очень проникся. Понравился суп с большой фрикаделькой. Остальное довольно стандартно: лапша или рис с морепродуктами/курицей/мясом. Но есть фирменные блюда, мы ели балийского молочного поросенка - очень вкусно. В кафе Амеда нам это обошлось в 60000 с носа. Также в Амеде понравился ресторан в ста метрах на восток от Three Brothers. Дороговато по местным меркам, но вкусно и вообще приятно.
В Паданг Бае регулярно заходили в ресторанчик при нашем отеле. Второй этаж, дует ветерок, вид на бухту плюс ко всему еще и готовят вполне вкусно.
В Джогдже нашли хорошее место прямо на Малиоборо. Там это, кажется, единственный ресторан на этой улице. Находится со стороны дорогих отелей на втором этаже. Сам ресторан видно хорошо, но вход находится с торца.
Обычно порция с рисом или лапшой стоит 20000 - 25000. Свежевыжатый сок (а там других нет) - 10000 - 15000. Пиво Batang что в кафе, что в магазине стоит 25000 за бутылку 0.66. Если есть желание сэкономить, то можно кушать в едальнях "для своих", то есть для самих балийцев. Это может быть просто один столик около лавки.
В Куте цены выше процентов на двадцать, иногда больше.
Из еды, не считая поросенка, очень понравилась рыба. Из крепкого местного алкоголя стоит попробовать Арак. Это кокосовый самогон, причем мы брали не заводской, и именно что ни на есть самый сэм. Познакомились с соотечественниками, которые жили там почти месяц, они посоветовали точку. На всякий случай дезинфицировали марганцовкой. Пился хорошо, главное - не переборщить, иначе потом отвращение на неделю. Стоит это пойло 60000 за полторалитровую пластиковую бутылку. Как определить, стоит в этом месте брать или нет - это вот не подскажу. Можно попросить хозяина продегустировать вместе с вами. Если согласится, значит по идее можно :)
В экскурсиях можете попасть в кафе, где никто не говорит по-английски, и меню только на индонезийском. Из того, что запомнил Mai или Mi - это лапша. Другое частое слово будет означать рис. Ну а заправку к лапше или рису тыкайте наугад.
Если заказываете коктейли или сок, просите, чтобы не добавляли воды. Обычно не заморачиваются и наливают из-под крана, что плохо сказывается на европейских желудках. По этой же причине надо отдельно спрашивать насчет льда, из какой воды он сделан. Вообще, всегда с собой держите бутылку питьевой воды, особенно на Флоресе.

Деньги
Деньги - индонезийские рупии. Баксами можно расплатиться, но рупиями экономнее и гарантированно берут везде.
Курс от 8700 рупий за 1$ в банках до 8950 в обменниках Куты. Все, что было выше 9000 - кидалово. Даете баксы, вам достают рупии банкнотами по 20000, извиняются, что более крупных нет. Потом делец раскладывает их в кучки по сто тысяч, пересчитываете кучки, он их собирает и отдает вам. Если пересчитаете сами, не досчитаетесь пары сотен. Этот хрен удивляется, начинает заново раскладывать. После третьей итерации, он вернул мне баксы, мол обмен что-то не заладился. Вообще, это бесплатный цирк, такие фокусы не каждый день увидишь. Я так и не смог заметить, в какой же момент он скидывает купюры себе на колени или наоборот подкладывает назад в общую стопку, чтобы заново разложить. Пытаться быстро собрать деньги самому или еще как-то не дать жулику дотронуться до денег нереально.
Для понимания цен 10000 рупий = примерно 35 рублей. 9000 рупий = 1$
Для обмена лучше брать 50- и 100-долларовые купюры, банкноты меньшего номинала меняют менее выгодно.
Из карт оптимально брать Mastercard. В этой стране он распространен больше (вплоть до вывесок "Мы предпочитаем Мастеркард"). Плюс конкретно в моем банке (Альфа-банк) для Visa есть дополнительная комиссия на внутреннюю конвертацию, а для Мастера нет. Карты принимают во многих местах: все виденные дайв-центры, более менее приличные рестораны и магазины. Но часто при оплате картой берут доп. комиссию 3%. Насколько безопасно - решайте сами. Наиболее выгодным превращением рублей в рупии оказался обмен на доллары в России и дальнейший обмен в Индонезии.
Банкоматы в популярных местах присутствуют (причем без собственной комиссии), но при отклонении от стандартного тур. маршрута стоит запастись налом. Например в Амеде банкомат отсутствует. И вроде как ближайший в Ловино - это час езды в одну сторону. В Паданг Бае банкомат работает как-то странно. Снять с визы не получилось, до ближайшего работающего 20-30 минут на мотобайке. Мототакси в этом случае стоит 50000 рупий, таксисты тусят как раз около банкомата. Сдается мне, они могут быть причастны к его нерегулярной работе :)
Также учитывайте, что банки могут перебдеть за ваши деньги и временно заблокировать карту после очередной операции, заподозрив мошенничество. Я так в ЛБ оказался с двумя не работающими картами и тридцатью баксами в кармане. С банком удалось связаться и доступ к счету я все-таки получил, но ощущения не очень приятные. Так что перед поездкой стоит позвонить в поддержку банка и предупредить, что будете в такой-то стране в такой-то период.
Первая поездка на 19 дней обошлась 60000 руб. без билетов до Джакарты.
Во вторую потратил около 10000 рублей на внутренние перелеты (Джакарта - Денпасара - Энде - Лабуан Баджо - Денпасар - Сингапур - Джакарта), еще 10000 на дайвинг, 4000 на снятие машин с гидом по Флоресу на четыре дня, 3500 за лодку по островам Ринча и Комодо, на остальное ушло около 35000 руб.

Связь
Интернет
Не сказать, что много точек, но найти бесплатный вайфай на Бали можно без проблем даже в Амеде (три-четыре километра на запад и начнутся ресторанчики с WiFi). А вот на Флоресе все хуже. В туристических местах интернет в некоторых ресторанах есть, но жестко зависит от дизельного генератора и фазы Луны.
Еще интернетом была одна проблема - SIP VoIP работал не во всех точках подключения. С чем связано - непонятно. Видимо, какие-то хитрые настройки оборудования.
В первую поездку так и не смог подключить GPRS, в последний раз все заработало само. Возможно, надо попросить продавца симки активировать эту услугу. Правда, не факт, что каждый сможет это сделать. Для использования мобилы как модема для компьютера должны подойти следующие настройки:
номер телефона: *99***1#
user name: wap
password: wap123
access point:TELKOMSEL
Extra setting: at+cgdcont=1,"IP","internet"

Мобильная
Телефонный код Индонезии - 62.
Наиболее популярный оператор, по крайней мере у туристов, - TelkomSel (http://www.telkomsel.com) с тарифом SimPATI. Купить можно везде, как и карту пополнения. Коробка с симкой стоит 20-25 тысяч в Джогдже, 50000 - 150000 в Куте, 5000 будет на счету. Одна локальная минута стоит примерно 1500. Стандартная наценка на карты пополнения - 10%.
Наиболее дешевый способ позвонить в Россию - набрать 01017 и далее номер в международном формате без плюса. Не забыть набрать вторую семерку - код страны. По деньгам выходит примерно 8 рублей за минуту, но тарификация у них посекундная. Правда при звонке через 01017 гудки в трубке тоже будут тарифицировать.

Полезное
Makasih ("Макаси") - укороченный вариант "Спасибо", что-то вроде "Thanks". Слова читаются так же, как и пишутся, кроме буквы 'c', которая читается как 'ch' или 'ч' в русском.

Карты
Посвященные этой поездке тут
Не забудьте закачать карты в свой навигатор или телефон с GPS. То, что продается на месте, не всегда пригодно для использования по назначению.

Полезные телефоны

Полиция - 110
Скорая помощь - 118
Пожарная служба - 113
Справочное бюро - 108

Посольство РФ в Индонезии
Адрес: 12940, Jakarta, Jl. H.R.Rasuna Said, Kav. X-7, 1-2
e-mail: rusemb.indonesia@gmail.com
Телефоны: +62 21 522-29-12, +62 21 522-29-14
Сайт: http://www.indonesia.mid.ru/
 
И сейчас букв впритык хватило :)
Tags: Индонезия, авиа, виза, вылазка, дайвинг, деньги, инфо о стране, каталка, полезное, транспорт
Subscribe

  • Новость-молния из Дахаба!

    У съема квартиры в Дахабе есть и минусы - сижу и жду, когда починят участок говнопровода между моим и нижним этажом. Зато наконец появилось время на…

  • Пересмотр приоритетов в логистике

    В рамках начала подведения итогов года. У меня с ковидом нормально так изменилось отношение к удобству в транспорте. Раньше на…

  • Мотивация выучить иностранный язык

    Тут на одном форуме сделали анализ лексикона пользователей. Мой словарный запас по итогам последних 420 комментариев около пяти тысяч слов. Так как…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments