?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Очень фривольная история острова Пасхи
Я
donz_ru

Весь покрытый зеленью, абсолютно весь
Остров невезения в океане есть
Остров невезения в океане есть
Весь покрытый зеленью, абсолютно весь


Неимеющий отношения к Пасхе эпиграф


Не знаю, почему мне вспомнилась песня из Бриллиантовой руки. Остров Пасхи зеленым назвать можно с очень большой натяжкой. А люди там сейчас живут посчастливее многих благодаря фигне на фотографии. Да и раньше не сказать, что все плохо было. Так что эпиграф присутствует только для присутствия эпиграфа, ну и для позитивных эмоций, связанных с фильмом Бриллиантовая рука и Андреем Мироновым.


Лежащая на фотографии штука называется Моаи. Находится она в жопе Тихого океана почти в четырех тысячах километрах от материка. Или в пятидесяти метрах от берега острова Пасхи.
Те, кто немного в курсе про этот кусманчик суши, скорее всего видели Моаи в интернетах или наяву, благо туристов из России и Украины там немало. Самые известные фотографии называются "Политбюро", потому что действительно похоже.

Общепринятое мнение среди неизучавших историю острова звучит примерно так: "Никто не знает, откуда взялись эти статуи, для чего они создавались, и почему "производство" остановилось". На самом деле ответы на все эти вопросы можно узнать за полчаса в музее острова или за такое же время в интернете. Основная спорная тема — откуда взялись люди на этом острове, а точнее за каким хреном они уплыли из своего предыдущего дома, который в лучшем случае находился в паре тысяч километров.
Зачем Моаи с первой фотографии решил утонуть? Работники обоих дайв–центров района, где мы жили, рассказали, что этот конкретный экземпляр пытались увезти на корабле. Но что–то пошло не так, и судно перевернулось.
Версия вполне правдива, потому что:
— он действительно сделан из камня и очень похож на тех, что остались на суше
— лежит на глубине 28 метров. Для потех дайверов корабли и прочее топят в районе 15–18, чтобы нырнуть смогли не только AOWD
— истуканов вывозили очень много. Вполне реально, что в очередной раз несколько тонн камня плохо закрепили. Никаких легенд вроде "Духи не позволили камню покинуть остров" нет. Просто в очередной раз не свезло. Десятки других Моаев были вывезены и находятся в музеях мира. Самый искусно сделанный с наличием жопы (чуть ли не единственный с этой частью тела) выставляется в одном из лондонских музеев.
Про дайв–центры и дайвинг.
На первой фотогафии вы можете видеть 50% достопримечательностей подводного мира этого региона. Вода очень прозрачная большую часть времени. Но смотреть там не на что. Другие 50% интересного под водой — это пещеры. Туда вполне пускают от AOWD и круче. Но проблема в том, что находятся они в жопе мира. Поняли, да? Подводные пещеры находятся на расстоянии жопы мира от уже самой по себе жопы мира.
Это дает дайв–центрам повод регулярно писать на доске название сайта с пещерами и практически каждый день их переносить, так как до жопы мира от жопы мира идти на моторной лодке надо пару часов, и это возможно только в штиль, точнее когда совсем нет волн. Я за шесть дней на этом острове отсутствие волн не видел даже в тихую погоду. Каков процент везунчиков, кого все–таки отвезли в заветные пещеры, не знаю.
Еще фишка одного центра — его основатель из команды Кусто. На стене висит его фотография с одной из экспедиций вместе с Самим Жаком Ивом! И этот чел сам по себе довольно известен, хотя я не готов сказать, как его зовут. Помню, что в Одиссее он действительно регулярно появлялся. Правда, я совершенно не понимаю, что он делает на Пасхе. В плане моря там все довольно уныло. Хотя может это как раз удел профи? От рыбок и специально притопленных кораблей млеют только новички. А там все по–настоящему и по–рапануйски сурово.
Моаи под водой — это необычно. Но самый сюр и пронизывающий вид — это гора–вулкан, где этих истуканов выдалбывали из камня. Видеть разбросанные под разными углами многотонные каменные морды — это офигенно.





Остров из себя представляет чертово ничего. Выше на фотографиях типичная растительность. Не хватает только деревьев, они все–таки представлены на этом клочке суши в некоторых низменных местах. Полезных ископаемых нет. Море тоже не блещет.
Зачем люди решили там поселиться около тринадцати столетий назад? На самом деле вопрос в другом, зачем люди, которые там поселились, отчалили и поперлись в открытый океан? В этом районе не было глобальных катаклизмов, чтобы можно было говорить о перешейке до материка тысячу лет назад или наличии других островов. Просто по неизвестной причине один авторитетный чел сказал "Давайте туда" и показал под девяносто градусов к берегу своей родины. А другие сказали "А давай!" Что заставило авторитета поднять сколько–то людей с насиженных мест и поплыть в никуда, ученые до сих пор не в курсе. Наверное нехватка земли и ресурсов. Зато отлично понятно, почему эти люди решили поселиться на острове "чертово ничего". Это очень просто — когда пропрешься в лодках по Тихому океану пару–тройку тысяч километров (тогда паровых машин не было даже в Европе), будешь рад чему угодно.
Есть неподтвержденное мнение, что люди туда приплыли в два этапа. То есть в свое время еще один авторитет сказал "А давайте" и показал тупо в океан. И его опять поддержали. Подозреваю, что авторитетов было больше двух, но про остальных ничего неизвестно, так как им не посчастливилось найти даже чертово ничего.
Итак, пришла вторая волна иммигрантов, которые вроде как приплыли без женщин. На что надеялись, непонятно. Но им свезло — женщины были у первой волны. И первые мигранты по–дружески ими поделилсь. Все зажили счастливо и назвали себя Rapa Nui.
Приплывшие последними были слегка поразвитие. И случился парадокс: понаехавшие стали насяльника, а понаостававшиеся превратились в гастарбайтеров.
Как гастарбайтеры завоевывали почет и уважение, я не знаю. Но вот у крутых решалось все по–взрослому. Гугл подсказывает, что в лучшие времена на острове жило около десяти тысяч человек. Сколько было кланов, не знаю, но они точно были. И более развитые поселенцы не придумали ничего лучше в качестве доказательства крутизны, чем клепать из камня истуканов. Под сырье приспособили вулкан Rano Raraku. Хочешь для своего клана почет и уважение — выдолби каменную морду весом в несколько тонн и оттаракань ее на свою территорию. У кого каменных морд больше, тот и круче. Каждый истукан символизирует связь с предками и наделяет клан маной. Когда случались войны, враги старались расхерачить как можно больше Моаи противника, тем самым деморализовав его.
Второй вопрос без ответа — это как тащили Моаи от вулкана. Остров хотя и невелик, но для перетаскивания таких грузов нужны очень веские основания и какие–нибудь технологии. Первого было хоть отбавляй, а вот со вторым проблемы. Не уверен, что рапануйцы использовали хотя бы лошадей. С очень большой вероятностью тащили вручную. Тут как раз кстати были менее развитые гастарбайтеры. Кто–то считает, что каменные морды весом в несколько тонн катили на бревнах, кто–то считает, что перекатывали со стороны на сторону. Но как–то их доперли даже до противоположного побережья. Хотя, как показывают фотографии, очень много и даже скорее большая часть так и осталась на холме.
Самый большой Моаи, который все–таки утащили до места назначения, высотой метров в пять и 75 тонн весом. Самый большой, которого не успели доделать, высотой около двадцати метров и весит 270 тонн.
Крутые, кстати, назывались длинноухими, а гастарбайтеры короткоухими.
И последним положение дел не нравилось. Таскай Моаи они, а почет и уважуха тем, кто заставлял их таскать. Свершилась революция. И хотя длинноухие были развитие, но короткоухие явно знали жизнь. Как ни крути развивать надо было не таскание какой–то херни через весь остров, а хотя бы каменные топоры апгрейдить. В общем, длинноухих почти всех порешили, оставив в живых двух человек, из которых половину потом тоже порешили.
На этом производство Моаи завершилось. Тем, что уже были установлены в святых местах, продолжали поклоняться, но новых таскать перестали. Официальная версия вроде как говорит, что короткоухие умом не доросли до такого венца человеческого гения, как выдолбить несколькотонную морду и оттарабанить ее за пять километров. Лично я считаю, что они как раз мозг включили на полную и пришли к выводу, что в этом мире, даже в их мирке есть гораздо более интересные, а главное намного более полезные занятия.
Да, кстати. Все, что я здесь пишу, является моим пониманием истории острова и его поселенцев, излагаемой по памяти. Глубоко эту тему не изучал, так что скорее всего нагнал в некоторых моментах. С другой стороны ученые до сих пор спорят о многих сторонах жизни и культуры рапануйцев. И с очень большой вероятностью кто–то из авторитетов ученого мира тоже решил создать себе нематериального Моаи, состряпав более менее стройную теорию из пустого места, чтобы получить почет и уважение.
Долбить скалу ради поднятия самооценки короткоухие перестали. Старые истуканы, конечно, никуда не делись, но то цунами накатит, то вулкан слегка долбанет. Камень камнем, но постепенно Моаи разрушались, забирая с собой ману. Да к тому же не оставаться же всем кланам на одном и том же уровне крутизны. Если новых Моаев не делать, то откуда взять дополнительный почет?
И в какой–то момент почитание Моаев начинает переплетаться с почитанием человеко–птицы, что–то вроде полубога или типа того. Старые верования и богов не отменяют, но постепенно уходят к обрядам и приобретению власти без материальных доказательств вроде глыбы в десяток тонн. Теперь человек–птица стал главным по острову. Он является наместником бога, и его почитают как бога. Чтобы им стать, надо в означенный день и час выполнить задание первым. Для этого рядом с чертовым ничего острова Пасхи находится сраное ничего в виде острова Моту–Нуи. На нем кроме камней есть только гнезда морских чаек. Итак, чтобы стать богом, надо спуститься по очень крутому каменистому склону вулкана, доплыть километр до Моту–Нуи, забраться по его крутому склону, найти яйцо морской чайки и по уже протоптанной дорожке вернуться с ним для подношения главному жрецу. Разбить, конечно, нельзя. Куда они его засовывали, чтобы сохранить во время обратной дороги, история умалчивает. А может и не надо было тащить, может джентельменам верили на слово.
Теперь еще одно подтверждение моей теории, что короткоухие были не такими уж и тупыми. По крайней мере некоторые из них. Итак, какой–то крендель справился. Но главным становится не он, а тот, кого он представляет. Не всякому же говну главным становиться, правильно? Теперь тот, кого представлял герой–яйцеискатель, молодец, он теперь бог. Его бреют во всех местах. включая брови. Дают новое имя. Подновляют жилище в пещере после предыдущего бога. В этой пещере представитель героя проведет ближайший год, издавая законы и разрешая конфликты. Он не может готовить себе еду — это делает за него жрец. Он не может стричь волосы или ногти, это тоже ответственность жреца. Он не может не то, чтобы поговорить с кем–нибудь, никто не имеет права посмотреть на него. То есть, бог живет отшельником. Его единственное средство связи с подвластным ему народом — верховный жрец, который и передает указы человека–птицы. Неглупо, правда? Жрец при этом каждый год ради своего титула не напрягается, ну кроме попрыгать, помахать местным кадилом и принести пожрать "повелителю" (что–то я сомневаюсь, что хоть один жрец сам напрягался ради готовки). Что там этот крендель из пещеры сказал на самом деле, через год не вспомнит даже сам крендель. Если и вспомнит, то на момент его общения с другими людьми богом то он уже не будет. А значит наезжать на верховного жреца чревато потерей уже своих яиц, а не птичьих. Да и с готовкой тоже неплохое пространство для действий. Если человек–птица попутает берега, то подмешать нужное снадобье и делов с концом - боги к себе призвали, настолько крут был, что тут еще сказать. А пока яиц нет, я тут побуду главным. Ну или прямо сейчас валите на Моту–Нуи, если так хотите, но без яиц не возвращайтесь. Птиц с яйцами нет? Ваши проблемы. Хотя на самом деле основная власть была у военных вождей, полагаю.
На момент открытия острова европейцами в 1722 году на нем проживало около двух–трех тысяч человек. Неплохое сокращение с десяти тысяч. Думаю, рапануйцы успели просрать и так небогатые ресурсы острова и начали банально голодать. Остров открыли, кстати, в Пасху, откуда и название.
Европейцы, правда, не сказать, что сильно им помогли. В девятнадцатом веке население уменьшилось до сотни человек, так как остальных вывезли на плантации. После общего порицания рабства сколько–то людей вроде бы вернули. Но от и так небогатой культуры остались только археологические экспонаты.
Сейчас на острове постоянно проживает около пяти тысяч человек. Как минимум половина из них приезжие с материка. Другая половина считает себя коренным населением, несмотря на крутой замес крови с испанцами, чилийцами и всеми посторонними, кто когда–то побывал на этом острове. Но раз кто–то когда–то был истинным рапануйцем, значит и ты сам рапануец. Главный профит — имеешь право купить землю на острове. Остальные не могут, даже граждане Чили, чьей территорией является остров.
Судя по табунам диких лошадей, когда было развито животноводство и растениеводство. Но сейчас Моаи, привлекающие толпы туристов, являются основным доходом острова. Причем живут нынешние рапануйцы вполне неплохо. Настолько неплохо, что ставят вопрос о выделении им дополнительной независимости - хватит кормить Чили! Хотя им там немного надо, судя по быту.
И, наверное, последнее. Остров был в жопе до постройки аэропорта. С материка раз в сколько–то месяцев приходил корабль, и на этом сообщение с внешним миром почти заканчивалось. После открытия аэропорта расцвел туризм. В качестве пляжного отдыха делать там почти нечего. Да и в принципе остров не блещет достропримечательностями. Моаи — их все. Впечатления от древних камней пытаются разнообразить танцами, выдаваемыми за рапануйские (может так оно и есть), местной музыкой и некоторой аскетичностью инфраструктуры, из–за чего туристы могут полагать, что они настоящие путешественники, раз оказались в такой жопе мира и при этом не в оллинклюзиве. С другой стороны Моаи, деревня Оронго и прочие остатки цивилизации рапануйцев полностью удовлетворяют тягу к неизведанному и новому.
Теперь точно последнее. Аэропорт примечателен тем, что его взлетная полоса рассчитана на посадку американских шаттлов. На этом Чили срубило сколько–то денег со Штатов. Но, насколько я знаю, ни один шаттл там так и не приземлился. Грамотно развели, ничего не скажешь. И при этом, кстати, перед паспортным контролем в Чили висит табличка с шестью–семью флагами стран, которым надо платить за визы. И на первом месте там… Штаты с суммой в 160 долларов. За США со значительным отрывом идет Канада с нищебродскими 90 долларами.
Если хотите узнать об острове больше, почитайте книги Тура Хейрдала. Крутой мужик был.



Соблюдение копирайтов: все фотографии, кроме первой и последней, любезно предоставлены моим другом Димой.


  • 1
Пост зачетный!

з.ы. "Открыли, кстати, в Пасху, откуда и название." два раза в тексте :)

Спасибо :) Поправил.

норм. как добирался и сколько денег?

Добирался долго и интересно :) Денег всего ушло 160 тысяч, но это вообще на все. Отдельный пост будет про деньги и логистику.

Ну, плюс-минус так оно на самом деле и было. Или, правильнее сказать, СЧИТАЕТСЯ, что именно так все и было.

Очень фривольная история острова Пасхи

Пользователь miragerry сослался на вашу запись в записи «Очень фривольная история острова Пасхи» в контексте: [...] но предоставлены моим другом Димой. Оригинал записи: http://donz-ru.livejournal.com/207394.html [...]

Дону, отличный пост. Пиши еще! )

Stay tuned, как говорится :)

рульный подводный фотос - уважуха на раёне! а чо-почём вышел ценник на дайв в тамошних ебенях?

и как я понял, в целом остров из серии "данунах", но если были в детстве поллюции - то попрет?

Ценник 60 баксов за один нырк. Фотографии еще двадцатка сверху.
Остров отличный. Просто он у меня получился несколько мрачнее, чем есть на самом деле. Моаи сами по себе доставляют больше, чем иные места в комплексе. Короче, летать надо.

упс, а недешевый заныр так-то… или выбираться на дайв было неблизко и вообще островок дорогой? и тащем-то да - место легендарное, но отзывы все как на подбор скуповатые - особенно если учитывать мощность эффекта каменной жопы, пока доберешься дотуда...

Там все недешево. Дайв был в пятидесяти-ста метров от берега. Мой тоже скупой, что ли? :) Спрашивай, отвечу.

хм, 50-100 метров - это вроде вполне обычное удаление от берега для нырка… да и по моему евроопыту, очень часто на островах подешевше, чем на материке, затусить можно, но судя по всему пасханские аборигены рассуждают иначе…
ненене, я имел ввиду отзывы скуповатые в плане проявления восторгов - типа все как один восхищаются головами, а все остальное мол дыра дырой… короче, был бы помоложе - таки не преминул бы замутить выезд, а щас - вряд ли, с оказией какой дикой разве только…

Да, головы и прочее от рапануйцев — это основное там. Ну и для чилийцев это как для россиян Анапа.

Доброго вечера!

Очень фривольная история острова Пасхи

Пользователь ogrinky сослался на вашу запись в записи «Очень фривольная история острова Пасхи» в контексте: [...] но предоставлены моим другом Димой. Оригинал записи: http://donz-ru.livejournal.com/207394.html [...]

Очень фривольная история острова Пасхи

Пользователь pavlicus сослался на вашу запись в записи «Очень фривольная история острова Пасхи» в контексте: [...] но предоставлены моим другом Димой. Оригинал записи: http://donz-ru.livejournal.com/207394.html [...]

Новое в моей ленте

Пользователь timon_timonich сослался на вашу запись в записи «Новое в моей ленте» в контексте: [...] Чили, Аргентины и острова Пасхи, но иногда разражается замечательными ржачными постами типа такого [...]

Новое в моей ленте

Пользователь kosiat сослался на вашу запись в записи «Новое в моей ленте» в контексте: [...] Чили, Аргентины и острова Пасхи, но иногда разражается замечательными ржачными постами типа такого [...]

Очень фривольная история острова Пасхи

Пользователь annetjohnson сослался на вашу запись в своей записи «Очень фривольная история острова Пасхи» в контексте: [...] Оригинал взят у в Очень фривольная история острова Пасхи [...]

  • 1