В общем, отношусь к этому как к данности. Просто здесь так принято: понравилось - будет признаком хорошего тона дать на чай. Я местные обычаи не ломаю и, сколько принято плюс-минус, оставляю.
Но не все так просто. Встречал людей, для которых оставить на чай - это какие-то особые понты, причем не только сами оставят побольше, но и чуть ли за другими не посчитают и могут закатить лекцию на тему "какой ты не воспитанный", если по их мнению надо оставить больше. Даже если еда была невкусная, а в зале летали мухи. "Ну не официант же в этом виноват!". Ну и не я виноват, так что не вижу смысла делать вид, что мне тут что-то понравилось.
Но первый приз главного чаевного мудака получает официант из
-У вас есть рыбка, вобла, например?
-Вы что? Это же не пивная забегаловка, а ресторан!
-Дурдинъ тоже ресторан, и там очень вкусная сушено-валеная вобла
Бедолага не нашелся, что ответить. В отместку начал игнорировать мои заказы. Пришлось повторять громко два раза.
Третий приз (не по порядку, но серебряную медаль хочется оставить напоследок) получают все заведения, где чаевые включаются в счет. В особо голимых местах, как, например, в грузинском ресторане "Пиросмани" в Питере, включаются всегда. В других только когда за столом более восьми-десяти человек, но об этом заранее предупреждают. Только непонятно, за что такая немилость. Вроде наоборот, не надо оббегать три столика, чтобы записать заказы такого же количества людей. Да к тому же большой толпой обычно сидим компактно, то есть за столиком на восьмерых усаживается десять-двенадцать человек (максимальный коэффициент компрессии - 2, за столиком на четверых уместились ввосьмером), что заведению только на руку. А оно нас сразу на деньги разводит, понравилось нам или нет - плати и все.
Второе место получает бар "1000 миль". Их жадность и побудила к написанию этого поста. Заведение решило, что раз мы уселись вдевятером за шестиместным и так не очень просторным столиком, то с нас полагаются десять процентов безо всяких предупреждений. Причем если обычно сумму за обслуживание пишут в самом низу отдельно от еды-питья, чтобы посетитель мог видеть, что чаевые включены, то в данном случае строчка "Обслуживание" была засунута ровно в середину немаленького чека. Отожгли по полной. Мы минут десять пытались понять, с какого хрена не хватает денег. Те, кто ушел пораньше, оставили с большим запасом. Каждый из досидевших до конца дал денег с учетом чаевых. А после подведения итогов оказалось, что на чай всего ничего. Уже решили собрать еще по сотне с каждого. Девушка-официантка симпатичная и явно старалась, не обижать же. Но я решил проверить свой счет на всякий случай. И, оппа, в самой серединке стандартным шрифтом скромная надпись. Жаль, что не нашли пяти рублей, так бы оставили копейку в копейку этим барыгам.